Автоматический контроль (автоконтроль) устанавливает соответствие между состоянием объекта контроля и заданной нормой без непосредственного участия человека. Соответствие может устанавливаться для данного или для будущего состояния (прогнозирующий контроль).
При автоконтроле в отличие от автоматических измерений нет необходимости знать численные значения контролируемых величин, а достаточно установить значения абсолютного или относительного допуска на отклонение от нормы (например, не больше чем на 5, 10, 20%, на 10... 15%).
Отклонение за пределы установленной нормы вызывают предупредительный, аварийный или другие сигналы. Формирование таких сигналов является одной из главных функций автоконтроля.
Система автоконтроля - это комплекс устройств, осуществляющих автоматический контроль одной или большого числа величин, требующих значительной обработки информации для суждения об отклонении от установленной нормы, например, обработка изделий в результате статистической отработки результатов контроля.
В подавляющем большинстве случаев системы автоконтроля совмещают функции контроля и измерения, т. е. являются контрольно-измерительными системами. Они выполняют функции контроля, а в случае необходимости расширить информацию о контролируемом параметре осуществляют процесс измерения. Это необходимо учитывать при определении коэффициента «сжатия» информации.
На рисунке ниже контролируемые величины в норме выражаются в аналоговой форме. Здесь на элемент сравнения подается не мера, а норма (Н), кроме того, на выходе сравнивающего устройства включено устройство формирования сигналов (ФС), формирующее сигнал отклонения от заданной нормы, который отражается и (или) записывается.
а - с одним коммутатором; б - с двумя коммутаторами.
Схема на рисунке (а) может быть реализована с параллельным или последовательным сбором информации. В первом случае она вырождается в п параллельно работающих каналов автоконтроля с п датчиками, п элементами сравнения, уставками (нормами), п узлами ФС и п устройствами отображения информации.
В отличие от этого при последовательном сборе информации на выходе п датчиков и на входе п уставок включаются коммутаторы, работающие синхронно и синфазно (рис. б).
В системах автоконтроля, реализуемых по схеме, норма должна храниться в аналоговой форме, что связано с техническими трудностями.
а - с АЦП; б - с АЦП и цифровой мерой.
Для устранения этого недостатка хранение нормы осуществляется в цифровой форме (магнитная и другая запись), но тогда в системе включается АЦП или АЦП с цифровой памятью.
Системы автоконтроля часто выполняют дополнительные функции, не имеющие прямого отношения к автоконтролю.
К ним относятся: